Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе 6
1.1Понятия «слабая успеваемость» и «слабоуспевающий обучающийся» в психологии и педагогике 6
1.2 Причины неуспеваемости младших школьников, типология школьников с трудностями в обучении 10
2. Особенности работы школьного психолога со слабоуспевающими детьми 16
2.1.Взаимодействие школьного психолога с учителями в работе со слабоуспевабщими учениками 16
2.2.Взаимодействие школьного психолога с родителями слабоуспевающих учеников 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение любой деятельности связано с определенными трудностями, преодоление их – естественный процесс достижения целей. Так же известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься как непреодолимые, то они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие противоречия внутри личности, ослабляют деятельность вплоть до ее прекращения.
Учебная деятельность обладает объективной сложностью, так как учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, сталкиваясь при этом с многочисленными трудностями.
Одни школьники преодолевают эти трудности довольно легко, другие – только путем привлечения всех своих знаний, третьи – без посторонней помощи не способны самостоятельно решить возникшие проблемы.
В современном обществе все большее значение уделяется умению учиться, которое формируется с детства. Одним из главных показателей этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Слабая успеваемость –разнообразное явление, которое имеет сложную структуру и происхождение. Не смотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в некоторых случаях и устранения отставания детей в учебе, данная проблема остается актуальной. Не менее важное значение в ее решении приобретает ФГОС, в которой указывается общедоступность образования, его усвоение к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также связь дошкольного и начального образования.
Один из известных дидактических принципов К.Д. Ушинского требует всесторонне изучать школьника, что является началом к решению проблемы слабой успеваемости. К.Д. Ушинского Н.А. Корф и В.И. Водовозов указывали на необходимость помогать ученикам в их затруднениях, строить объяснение учителя на убедительных фактах.
Вопросы обучения слабоуспевающих школьников являются важными и актуальными у педагогов. В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные стороны проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих.
Актуальность проблемы слабой успеваемости в начальной школе – недостаточная изученность многих ее аспектов, а так же потребность массовой практики в научно – обоснованных рекомендациях в данной области.
Проблема исследования: противоречие между требованиями к организации работы со слабоуспевающими учениками и недостаточным вниманием учителей начальной школы к особенностям работы школьного психоллга с рордителми и учителями слабоуспевающих учеников.
Цель исследования: теоретически проанализировать особенности работы со слабоуспевающими учащимися начальной школы и необходимость организации работы с учителями и родителями слабоуспевающих учащимихся.
Объект исследования: процесс организации работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.
Предмет исследования: особенности работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.
Гипотеза исследования: возможно особенности работы со слабоуспевающими учащимися начальной школы являются:
– определение типов школьной неуспеваемости и слабоуспеваемости;
– классификация причин слабой успеваемости младших школьников;
– индивидуально-дифференцированное обучение слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность явления слабой успеваемости учащихся в начальной школе и определить основные типы слабой успеваемости младших школьников;
2. Изучить основные причины слабой успеваемости младших школьников;
3. Определить особенности работы со слабоуспевающими учащимися в процессе обучения.
4. Определить особенность работы школьного психолога с учителями родителями слабоуспевающих учеников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы.
Структура курсовой рабьоты состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
1 Теоретические аспекты работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе
1.1 Понятия «слабая успеваемость» и «слабоуспевающий обучающийся» в психологии и педагогике
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счета и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Все это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на плечи педагогов [3].
Типологическим индивидуальным различиям учащихся в обучении посвящена обширная литература об изучении свойств высшей нервной деятельности человека, индивидуальных различий в психических процессах, способностей, различий в познавательной деятельности.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего интеллектуального развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Для учащихся характерно разное умственное развитие. Знания учащихся с высоким темпом продвижения отличаются высокой подвижностью, гибкостью. При этом новые знания оказываются устойчивыми и без затруднений воспроизводятся в конфликтной ситуации. Для учащихся с низким темпом продвижения весьма характерной являются косность, инертность вновь формируемых знаний и в то же время – их крайняя неустойчивость. У некоторых учащихся получается добиться результатов только благодаря усидчивости и стараниям [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 280-283.
2. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема / И.В.Антипова, Л.Ф. Алимская //Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод. конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29755440
3. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у слабоуспевающих младших школьников / В.В. Богданова, Е.В. Коломенская // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2017. - № 6. - С. 3-10.
4. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 131-134.
5. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы / Р.И. Гафарова, Е.В. Головнева // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28). - С. 77-80.
6. Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 199-202.
7. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников / Е.В. Канторова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 1-2 (76-77). - С. 61-62.
8. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе / Ш.К. Кадралина // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. - 2018. - С. 98-101.
9. Ковалевская А.П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе / А.П. Ковалевская // Педагогика и психология: теория и практика. - 2017. - № 2 (7). - С. 49-55.
10. Литвинова А.Г. Причины неуспеваемости ребёнка в школе / А.Г. Литвинова, Г.К. Антошечкина // Студенческие научные достижения: сб. статей III междунар. науч.- исследоват. конкурса. - 2019. - С. 138-141.
11. Милицына С.К. Диагностика школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 293-295.
12.Милицына С.К. Преодоление школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. - 2018. - № 45 (231). - С. 262-264.
13. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И. Руденко // Вестник магистратуры. - 2018. - № 12-4 (87). - С. 114-115.
14. Рябушкина Д.Б. Профилактика неуспеваемости учащихся в начальной школе / Д.Б. Рябушкина, О.А. Корнилова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. статей XVIII междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 267-269.
15. Серебрякова Н.В. Проблема школьной неуспеваемости и её отражение в отечественной педагогической публицистике: исторический опыт начала ХХ в. / Н.В. Серебрякова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 32-39.
16. Токарева О.Г. Формы и методы педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении / О.Г. Токарева, Е.И. Рубанская // Вестник современной науки. - 2017. - № 2-2 (26). - С. 83-85
17. Тюменцева Т.Д. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению неуспеваемости младших школьников / Т.Д. Тюменцева, А.Л. Падюков, Е.Ю. Пронина // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 3 (26). - С. 838-841.
18.Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82-84.
19.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.
20. Цаболовой Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения / Я.Э. Цаболова // Наука через призму времени. - 2018. - № 12 (21). - С. 284-287